Использование и уход
28 ноября 2022

Всегда на высоте: один день промышленного альпиниста

Как между собой называют большой термос промышленные альпинисты, есть ли на работе место романтике и почему страх высоты – это нормально – расскажет Никита Скирёв.
Всегда на высоте: один день промышленного альпиниста
Герои «Арктики» всегда среди нас. Идут по улице, спускаются в метро или наблюдают за нами сверху – прямо как Никита Скирёв – промышленный альпинист, чья работа связана с высотой и красотой города.

Горы-города

Никита, сколько ты занимаешься промышленным альпинизмом?

– В промышленном альпинизме я не так давно, где-то 5 лет. До промальпа 8 лет работал в нескольких крупнейших фирмах, участвуя в промышленном строительстве как небольших объектов, так и очень крупных и важных сооружений по всей России.

В чем заключается твоя задача, как проходит типичный день в твоей профессии?

– Вообще промышленный альпинизм – это, скорее, доступ к месту проведения работы. А вот работы на высоте проводятся самые разные: клининг (забавно, почему-то многие думают, что промышленные альпинисты – это те самые ребята, которые только моют окна!), фасадные работы (оштукатуривание, покраска, восстановление кирпичной кладки, осмотр, дефектовка и пр.), монтаж/демонтаж металлоконструкций и ж/б конструкций, работа с остеклением, с архитектурной подсветкой на зданиях, монтаж/демонтаж вентиляции, работа с вышками мобильной связи, на ЛЭП, укрепление горных склонов, арбористика и многое другое….

Так что промышленный альпинист должен обладать знаниями и навыками в очень широком диапазоне работ.

Есть ли в промальпе место романтике? От чего у тебя на работе захватывает дух? Есть ли время замечать красоту?

– Ну а как же без неё! Несмотря на то, что работы в промальпе довольно физически затратны и порой за день устаешь очень сильно, всё равно стоит остановиться на 5 минут, оглянуться вокруг. Тогда ты увидишь даже знакомый город совсем с другого ракурса. И порой это очень удивляет. Открываются новые виды. Ночной город с высоты выглядит по особому. Ну а про восходы и закаты (бывает случается их застать на работе) и говорить не стоит. Это завораживающие моменты!

У работы от заката до рассвета есть свои плюсы. / Источник фото: архив Никиты Скирёва.
У работы от заката до рассвета есть свои плюсы. / Источник фото: архив Никиты Скирёва.

Что тебе помогает в профессии? Есть ли у тебя опыт в альпинизме или горном туризме?

– Среди коллег меня можно считать «белой вороной». Почти все они пришли в промальп из туристических секций. Кто-то ходил в горы, кто-то до сих пор ходит. У меня же из горного опыта только забег на горном ультрамарафоне на 80 км в Хибинах. Да, я занимаюсь бегом как любитель и принимаю участие как в асфальтовых забегах, так и в трэйлраннинге. Также участвую в ультрамарафонах (дистанции свыше 50 км ). Буквально месяц назад занял 3-е место на ультратрэйле на 104 км. На ультрах очень приятно прибежать на пункт питания ночью и тебя напоят горячим чаем из термоса. Циклические виды спорта очень помогают в монотонной работе.

Страх высоты

Часто ли тебе на работе бывает страшно? Насколько опасен промышленный альпинизм?

– Когда человек говорит, что ему на высоте не страшно, то мягко говоря этот человек лукавит. Страшно всем. Просто мы стараемся учитывать все обстоятельства, опасные факторы при производстве работ и предпринимаем действия для их исключения.

Для безопасной и комфортной (что немаловажно ) работы мы используем высококачественное снаряжение и инструменты. Когда ты доверяешь своему снаряжению, то бояться нечего. Всё спроектировано и сделано с большим запасом прочности. Исходя из этого становится понятно, что промышленный альпинизм не опаснее других профессии на земле. Мне кажется, что при езде на машине в городе может быть опаснее, чем у нас при работе на высоте!

Конечно есть много факторов которые сложно предвидеть и просчитать. Например, каждый год промышленные альпинисты при фасадных работах сталкиваются с неадекватными гражданами, которые пытаются перерезать рабочую и страховочную веревку из окон своих квартир. Иногда это заканчивается летальными исходами. Редко, но все же.

Какой бы ты дал совет человеку со страхом высоты?

– Нельзя победить страх насильственно. Чтоб исключить страх высоты, человек должен поверить в своё снаряжение, в котором он будет работать или удостовериться в надежности конструкции, на которую он выходит. И, конечно же, соблюдение всех правил ОТ и ТБ минимизирует риски.

Рабочий день всегда зависит от выполняемой работы и может очень сильно отличаться как по интенсивности так и про продолжительности работ. / Источник фото: архив Никиты Скирёва.
Рабочий день всегда зависит от выполняемой работы и может очень сильно отличаться как по интенсивности так и про продолжительности работ. / Источник фото: архив Никиты Скирёва.

Мы с высоты вам шлем привет

Ты работаешь в команде? Расскажи немного о ребятах.

– Да, работаем мы всегда в команде, минимум два человека. Так требуют правила безопасности. Например, если случится какая-нибудь нештатная ситуация, напарник всегда мог прийти тебе на помощь.

Есть ребята, которые создают свою команду и работают этим составом постоянно. В России есть несколько известных команд, которые на слуху и хорошо зарекомендовали себя перед заказчиками. Но в основном состав команды набирается под задачу и под объект. Так наш товарищ собирал команду для монтажа медиафасада на Лахта Центре. Потом был большой проект по освещению на Газпром Арене и под это также собиралась команда из 25 специалистов. Всё зависит от задачи.

Собрать слаженную команду тоже задача не из простых. Все люди разные и своеобразные. И надо постараться сделать так, чтобы атмосфера в коллективе была уютная.
С кем сейчас работаю и с кем приходилось работать на разных проектах – все очень интересные ребята, с различными увлечениями от туризма и альпинизма до бейсджампинга и яхтинга. Каждый из них по отдельности достоин небольшого рассказа. / Источник фото: архив Никиты Скирёва.
С кем сейчас работаю и с кем приходилось работать на разных проектах – все очень интересные ребята, с различными увлечениями от туризма и альпинизма до бейсджампинга и яхтинга. Каждый из них по отдельности достоин небольшого рассказа. / Источник фото: архив Никиты Скирёва.

Свои традиции

Мы заметили, у тебя целая коллекция термосов «Арктика»! Расскажи, с чего она начиналась?

– На самом деле, та коллекция – это наш коллективный кадр. Моих термосов там всего два. Как и у большинства коллег. Один большой на литр или 1.2 литра, который наполняется дома любимым напитком, а второй маленький – на 0.5 или 0.7 литра – ) который мы берём с собой на высоту.

Эта серия мне и моим коллегам очень приглянулась, т.к. мы часто несём на себе на высоту много снаряжения и инструмента (порой вес достигает 25-30 кг ). Большой термос не всегда удобно носить с собой, а вот появление в модельном ряду «Арктики» маленьких термосов удачно решило задачу по оптимизации веса и объёма. Ну и как оказалось данный термос идеально помещается в карман очень популярного рабочего подсумка! Так что мы строго рекомендуем всем своим знакомым и коллегам данную модель.

Наш товарищ большой термос называет «mothership» («материнский», главный корабль – прим. ред.), а маленькие – шатлами. Большого термоса как раз хватает два раза заправить шатл. До обеда и после.
То что эти модели термосов выпускаются в однотонной раскраске позволяет кастомизировать их по собственному желанию. Мы их обклеиваем стикерами. Кто во что горазд! / Источник фото: архив Никиты Скирёва.
То что эти модели термосов выпускаются в однотонной раскраске позволяет кастомизировать их по собственному желанию. Мы их обклеиваем стикерами. Кто во что горазд! / Источник фото: архив Никиты Скирёва.

Вообще термосами я пользуюсь давно и до покупки модели от «Арктики» были модели от других производителей, преимущественно с кнопкой. Пришел к выводу, что термос с кнопкой, как показал опыт, долго не живёт – протекает и быстро теряет температуру.

Пару лет назад я приобрёл термос от «Арктики» серии 106 на 1.2 литра, с простой отвинчивающейся пробкой. Он покорил моё сердце. Чай остается горячим даже через сутки. Надежная и прочная конструкция, которая уже не раз была проверена в различных передрягах. Еще планирую дополнить свою коллекцию термосом под еду. Чтобы если работать придется весь день не спускаясь на землю, то можно было горячий обед взять с собой.

Что ты обычно завариваешь в термосе?

– Термос я обычно заправляю чаем. В холодное время горячим, а летом холодным. Бывает на высоте случаются перерывы в работе и пока мы ждём можем с коллегами прямо на верёвках устроить чаепитие. Вкусняшки различные к чаю тоже носим с собой.

Термос и в повседневной жизни хороший помощник. Будь то прогулка с семьёй по паркам, участие в забегах (после финиша в холодное время года горячий чай очень выручает ) или участие в нашем благотворительном движении «Чайные Бега» в пользу фонда «Живи Малыш». Когда мы собираемся по выходным, то всегда общаемся и пьём чай, и чтобы успевать напоить всех желающих, приносим кипяток в термосах. Газовые горелки не успевают кипятить нужное количество воды. Так что термос давно стал неотъемлемой частью моей жизни.

Материал подготовила Любовь Мориц

Лучшие термосы-компаньоны

#Интервью