Идеи и лайфхаки
5 декабря 2022

Искать и находить: один день поискового отряда «ЛизаАлерт»

Быть добровольцем – хобби или призвание? Поисковый отряд «Лиза Алерт» Вологодской области немного порассуждал с нами на эту тему.
Искать и находить: один день поискового отряда «ЛизаАлерт»
На вопросы о жизни поискового отряда «ЛизаАлерт», его ценностях и буднях нам ответила Елена Слободская (Арвен-35) и ее сотоварищи по поиску.

История начинается с конца

Елена, расскажи тем, кто впервые слышит о поисковом движении «ЛизаАлерт»: кто эти люди и как они оказались вместе «в нужном месте»?

– 13 сентября 2010 года, в подмосковном Орехово-Зуево, Лиза Фомкина и ее тетя ушли на прогулку в лес. Вернуться домой они уже не смогли. Несмотря на то, что в поиске принимали участие сотни людей, спасти пропавших не успели. История погибшей девочки облетела всю страну, не оставив никого равнодушным.

Из этой огромной, общей для всех, потери родился добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт». Спустя 12 лет его подразделения работают в 64 регионах России. За все время существования отряда были обработаны десятки тысяч заявок, сотни людей овладели поисковыми методиками, навыками оказания первой помощи и эвакуации. Добровольцы из разных профессий научились максимально эффективно использовать самое разное оборудование — от компаса до вертолета. Из маленькой компании энтузиастов выросла огромная команда профессионалов.

Как обычно организуются поиски?

– Всё зависит от того, кто, когда и где пропал. Первое, с чего начинается организованный поиск – звонок. Например: заявка на поиск человека поступает в отряд по номеру горячей линии 8(800) 700-54-52 или через специальную форму на сайте. К работе подключаются информационные координаторы, их еще называют инфорги, чтобы опросить заявителя, уточнить обстоятельства пропажи, приметы, особенности поведения пропавшего, отдельные специфические моменты, если речь идет, например о пропаже человека с особенностями психики или пожилого человека с деменцией.

Отдельная категория — детские заявки. Для их обработки нужны специалисты особой квалификации — детские прозвонщики – т.к. их задача узнать максимум информации в кратчайшие сроки, ведь счет может идти на минуты.

Далее, в зависимости от обстоятельств пропажи, определяется тип поиска — активный выезд с размещением оперативного штаба или информационный поиск, направленный на поиск свидетельств и распространение информации о пропаже человека.

Поиски на местности начинаются с организации оперативного штаба. / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.
Поиски на местности начинаются с организации оперативного штаба. / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.
Мы продолжаем поиск до тех пор, пока человек не будет найден. Чем раньше заявка поступит в отряд, тем ниже вероятность того, что с пропавшим случится что-то серьезное.

Активный выезд, например, если кто-то потерялся в лесу, требует большой слаженности, координации и обеспечения добровольцев всем необходимым. В первую очередь определяется координатор, который будет руководить ходом поисково-спасательных работ; старший на месте, если координатор не сможет выехать в штаб; регистратор, который будет заниматься учетом количества волонтеров и выдачей оборудования; а также картограф, который будет загружать и редактировать треки поисковых групп.

Какие направления, специальности есть в отряде?

– Всего в отряде существует 24 направления. Есть и «полевые», и «домашние» специальности. Сейчас помогать искать людей можно прямо из любимого кресла — прозванивать больницы или отсматривать снимки с беспилотника. Чтобы внести свой вклад в деятельность отряда, не обязательно ездить в лес, можно стать инструктором Школы «ЛизаАлерт» и рассказывать детям о правилах безопасности, писать статьи и посты про отряд в пресс-службе, печатать ориентировки или стать инструктором первой помощи. Мы часто говорим о том, что помочь может каждый. Это действительно так!

Мы заметили, что в отрядах редко используются имена, чаще – позывные. Кто их придумывает? Всегда ли они остаются неизменными?

– Да, действительно, в отряде у многих добровольцев есть позывные. Это не обязательный, но удобный атрибут поисковой жизни. Это не прозвища или клички, обычно они используются для того, чтобы удобнее было обмениваться информацией.

К примеру, в отряде сотни добровольцев, удобнее запоминать всех не по имени и фамилии, а по кратким, уникальным и запоминающимся позывным. Это значительно упрощает регистрацию добровольцев на резонансных поисках и радиообмен — длинная фамилия в эфире звучит как бессвязный набор звуков, а позывные подбирают так, чтобы этого избежать.

Позывной можно выбрать любой. Главное, чтобы он не вызывал стойких негативных ассоциаций, не совпадал с буквами фонетического алфавита, а еще с принятыми в отряде обозначениями.

Словарик добровольца «ЛизаАлерт»
  • Галочка
    «лиса» – пешая поисковая группа.
  • Галочка
    «заря» – штаб.
  • Галочка
    «ветер» — группа, выполняющая задачу на автомобиле, квадроцикле, снегоходе и т.п.
  • Галочка
    «пегас» – конная поисковая группа.
Будни поискового отряда. / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.

Желательно, чтобы позывной был максимально кратким (в идеале — не более двух-трех слогов) и не содержал шипящих звуков. Например, среди радиопомех разобрать слово «Шишка» будет очень сложно. Как правило, позывной «приживается» и не меняется, хотя запрета на замену нет. Иногда он рождается в процессе поисков, а иногда добровольцы выбирают в качестве позывного производное от имени или фамилии (Волков — Волк) или псевдоним из внеотрядной жизни — ник из компьютерной игры, имя любимого персонажа из книги и т.п.

Меня всегда тянуло в волонтерство. Помогала детским домам, животным, людям, оказавшимся в трудной ситуации. Информацию о «ЛизаАлерт» нашла в сети, но вступить решилась не сразу. Когда у меня в жизни случился тяжёлый период, я поняла, что мне нужно из него выбираться, занять себя чем-то важным, переключиться. Решила, что вот сейчас самое время. И это действительно помогло. Участие в поисках «ЛизаАлерт» дало мне веру в людей. В бескорыстность, отзывчивость и человечность. Здесь невероятные люди. Столько доброты и отзывчивости я не встречала нигде. А ещё отряд дал мне много новых друзей, жизненные силы и веру в себя.
Александра Смирнова (Аляска)
Узнать добровольцев «ЛизаАлерт» проще всего по фирменному оранжевому цвету. / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.
Узнать добровольцев «ЛизаАлерт» проще всего по фирменному оранжевому цвету. / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.

Помощи много не бывает

Часто ли в поисках помогают люди вне отряда?

– Отряду «ЛизаАлерт» часто помогают. Это могут быть и предприниматели, поддерживающие поисковое добровольчество, и родственники пропавших, да и просто неравнодушные люди. Им необязательно состоять в отряде, ведь поиск – это люди.

А каким образом можно помочь местному отряду?

– Нам можно передать оборудование, уточнив, в чем у отряда есть нужда (например, фонари, рации, термосы) или расходники: бумагу, файлы, батарейки, скотч, чтобы оперативно размещать ориентировки на поиск.

В качестве поддержки нужны не только внедорожники и беспилотники, но и простые, даже банальные вещи. Пачка бумаги или упаковка одноразовых перчаток действительно помогает спасать чью-то жизнь. Помогать искать людей совсем не сложно.

Важность помощи невозможно переоценить. Это вклад в каждый поиск и каждую спасенную жизнь. Иногда и сами поисковики дарят отряду необходимое оборудование.

От команды команде: посылка с термосами «Арктика» в помощь штабу и поисковым группам / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.
От команды команде: посылка с термосами «Арктика» в помощь штабу и поисковым группам / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.

Мы благодарим наших партнеров за программы сотрудничества, действующие по всей России, во всех регионах, где есть отряд. Это сервисы Яндекс, помогающие нам с распространением ориентировок, сети АЗС «Газпромнефть» и «ЕКА», помогающие заправить экипажи на поиск, магазин «ВкусВилл», платформа «Авито», с помощью которой в отряд можно передать оборудование. Помимо больших проектов, нас также поддерживают и в региональных подразделениях. Мы очень ценим каждый вклад и рады тому, что поисковое добровольчество нужно людям.

Отряд «ЛизаАлерт» не принимает деньги в качестве помощи или благодарности за поиски. У организации нет реквизитов или счетов. Будьте осторожны! Информацию о финансовой деятельности отряда распространяют мошенники.
В 2019 году в с. Красное пропала 2-х летняя девочка. Зная об этом, было сложно оставаться дома, и я решил чем-то помочь. Когда приехал на место, узнал об отряде «ЛизаАлерт». На тот момент в нашем регионе не было своего представительства, ребята приехали из других регионов. В поисках участвовало много структур, но именно работа «ЛизаАлерт» мне показалась самой продуктивной и слаженной. Позже в Вологодской области появился отряд, и я вступил в его ряды. Главным достижением для меня стало чувство уверенности в лесу. Теперь эта среда для меня стала почти родной. Правда, забывать, что мы в лесу гости нельзя. Деятельность в отряде подарила мне самую важную на земле возможность. Возможность спасти жизнь. Никогда не забуду, как толпа людей кричит и хлопает в ладоши услышав в рации «Найдена, жива». Этот момент вдохновляет меня.
Игорь Стародубцев (Тамми)

Холодный расчет с горячим сердцем

Что очень сильно мешает при поисках? Что может облегчить поиски?

– Практически каждый поиск происходит вопреки — тяжелым природным условиям, усталости, ограниченности ресурсов, нехватке времени. Сколько бы ни было добровольцев в отряде, всегда будут нужны еще — информационные координаторы, картографы, радисты, старшие поисковых групп.

С ростом отряда растет и количество заявок. Но чем больше обученных специалистов, тем лучше. Ведь каждый поиск — это тяжелая и кропотливая работа, забирающая большое количество отрядных ресурсов.

Важно помнить, что с тяжелыми условиями природной среды, голодом, дискомфортом и низкими температурами «воевать» приходится не только поисковикам, но и потерявшемуся. Если о пропаже заявили поздно, то поиск осложняется еще сильнее — время играет против нас. Теряются свидетельства, стираются записи с камер, человек уходит все дальше в лес или уезжает в другой город, через несколько суток у потерявшегося в лесу человека может просто не остаться сил на то, чтобы откликнуться. Чем раньше родственники или знакомые пропавшего обратятся в отряд, тем выше вероятность благоприятного исхода.

Берегите себя, своих друзей и близких. Не проходите мимо чужой беды и присоединяйтесь к отряду «ЛизаАлерт», если тоже хотите помочь. / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.
Берегите себя, своих друзей и близких. Не проходите мимо чужой беды и присоединяйтесь к отряду «ЛизаАлерт», если тоже хотите помочь. / Фото из архива ПСО «ЛизаАлерт» Вологодской области.
В поисковой деятельности я оказался нечаянно. Невозможно пройти мимо истории, когда ребенок находится в лесу, а ты взрослый и можешь помочь. Поиск Лизы Фомкиной стал моим вторым детским поиском. До него — поиск мальчика Саши, которого нашли живым. Ощущения от первых поисков? Бардак. На поиске Лизы ситуация показала, что никто не готов делать четко и эффективно, поэтому именно мы должны сделать четко и эффективно. Идея создать отряд пришла, когда мы увидели, что ресурс гражданского общества огромен, и его надо просто подготовить. Нужны специалисты, обученные искать людей. Этим мы занялись тогда, и занимаемся до сих пор.
Григорий Сергеев (председатель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»)

Материал для вас подготовили Любовь Мориц совместно с добровольческим поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» Вологодской области.

#Интервью